Несмотря на более чем вековую историю вакцинопрофила-ктики, очень многие вопросы в ней остаются нерешенными. Не удается создать эффективных вакцинных препаратов ко многим, актуальным на сегодняшний день, инфекционным болезням (AIDS, туберкулез, гепатит С), к прионным инфекциям и др. Из-за чего же не удается это сделать?
Во-первых, при многих хронических инфекциях (туберкулез, бруцеллез, лепра) роль специфических факторов иммунитета не столь выражена. Защитные реакции во многом построены на неспецифических механизмах киллинга, происходящих в макрофаге. И связаны они не столько с выработкой антител и других специфических факторов, сколько с цитокиновым микроокружением фагоцитов и их активацией. Поэтому иммунитет, возникающий даже при естественном течении этих болезней, бывает очень кратковременным и низким по напряженности.
Вакцины, создаваемые против таких болезней, не позволяют в настоящее время делать акцент на вакцинопрофилактику в борьбе с этими инфекциями.
Во-вторых, многие факторы патогенности паразитических микроорганизмов слабоантигенны или вообще не антигенны, т. е. не вызывают выработки иммунного ответа. У них либо низкий молекулярный вес (как у некоторых видов микобактерий), либо высокая гидрофильность (капсульные антигены) и т. д.
Создание эффективных вакцин против таких инфекций требует изменения структуры соответствующих молекул в сторону повышения их иммуногенности.
В-третьих, факторы патогенности некоторых возбудителей способствуют индукции «неправильного» типа иммунного ответа
В-четвертых, сдерживающим фактором в развитии вакци-нопрофилактики является антигенная изменчивость возбудителя.
Различают понятия полной антигенной изменчивости и антигенного дрейфа. В результате антигенной изменчивости может происходить полная потеря многих молекул антигенов (часто это сопровождается диссоциацией бактерий и переходом их в R- или L-формы). При антигенном же дрейфе структуры антигенов меняются незначительно, небольшими фрагментами, что позволяет этим молекулам выполнять свои функции и оставаться «неузнаваемыми» для иммунной системы.
Иммунная система выступает здесь как бы в роли «догоняющего», индуцируя все новый специфический ответ к изменяющимся формам антигенов возбудителя.